Ярлыки

пятница, 2 декабря 2016 г.

О Творении - языком современной науки

Р.Б.Галина (Руссо)

Отождествление понятий Божественных энергий и логосов творения, встречаемое у современных богословов, кажется нам не совсем правомерным. По крайней мере, если сопоставлять эти понятия с представлениями современной науки, то становится возможным провести их различение. 


Рассмотрим аналогию (конечно, неполную) между Творением Богом вселенной, материального мира – дома человечества и строительством человеком вполне конкретного деревянного дома. Что нужно для такого строительства? Нужны подходящие материалы и соответствующие действия – то есть к материалам необходимо приложить энергию. Но этого мало. Если строитель никогда раньше не видел дома, если он не знает, что делать с пилой и рубанком, а из гвоздей умеет изготовлять только ожерелья, вряд ли ему удастся выстроить нечто, пригодное для проживания – сколько бы энергии он не вложил в свое дело. То есть, чтобы что-то создать, нужно иметь план, проект строения, и обладать другой разнообразной информацией. Энергию и информацию отождествлять нельзя; другое дело, что энергия может служить носителем информации – как, например, электромагнитные колебания в человеческой технике переносят звук и изображение. Для этого они подвергаются модуляции, иначе говоря – «наложению» информации. 

Бог сотворил мир из ничего. Материи в Его распоряжении не было, ее еще предстояло создать. Вселенная «создана из ничего, в том смысле из ничего, что не было первичной материи. Вечной материи нет, как вообще нет материи, а только энергия в ее различных формах, конденсация которой и является в форме материи» (свт. Лука Войно-Ясенецкий). Действительно, тварная энергия (та, о которой говорят физики) вполне подходит под определение «ничто» - ведь многие ее виды никак не воспринимаются человеком, то есть феноменологически для него не существуют. Тем более нетварная энергия (для визуализации которой, слава Богу, еще не изобретено физических приборов) может обозначаться как то самое «ничего», которое послужило субстратом для сотворения материи. 

Материя и тварная энергия (будем называть ее физической и иметь в виду прежде всего – для удобства рассуждений - ее электромагнитную форму) есть, по сути, одно и то же. Представление о материи как о незыблемой тверди подверглось в физике 20 века решительному пересмотру. Атомы, из которых состоят все тела, расположены на огромных, по сравнению с их собственными размерами, расстояниях. В свою очередь, и они сами состоят практически из пустого пространства. Атомное ядро занимает всего лишь одну триллионную часть всего атомного объема. Остальное пространство атома занято электронным облаком, про носителей которого можно сказать, что они занимают какой-то объем чисто условно. Таким образом, материя представляет собой скорее крохотные островки субстанции в океане пустоты, нежели твердое вещество, воспринимаемое нашими органами чувств. Да и природа этих островков — элементарных частиц, выходит за рамки обыденного здравого смысла. По современным представлениям их следует рассматривать в качестве эфемерных сгустков энергии, которые удивительным образом одновременно сочетают в себе корпускулярные и волновые свойства. Можно говорить, что материя – это определенным образом организованная энергия. 
Здесь физики не противоречат богословам. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), например, в физической энергии, в частности, электромагнитной, видел нечто полуматериальное, при этом Божественную энергию он мыслил как некий субстрат, конденсацией которого в сотворении мира явилась вся тварная природа: «Всесозидающим и всепоглощающим, бесконечным потоком духовной энергии Божественной любви создана вселенная». Григорий Палама: «то, что является результатом энергии, есть тварь». В.Лосский: «Идеи предустанавливают различные модусы приобщения к энергиям, различные и неравные степени восхождения для различных категорий существ…». 

Объединив эти представления, можно сформулировать такое утверждение: материя и физическая энергия – это феномены, возникающие из нетварной энергии путем внесения в нее упорядочения, организации. Замысла, плана, идеи, Логоса, Слова. А в современной терминологии – информации. Той самой, которая в количестве десяти в двести пятидесятой степени байт содержится в одной живой клетке. 

И Божественные энергии и Логосы превечны, они – атрибуты вечного Бога. А материальный мир имеет начало – в том смысле, что когда-то его не существовало. Что произошло «в начале», что инициировало Творение? Святые отцы единодушно утверждают: в Божественной природе нет ничего, что являлось бы необходимой причиной создания тварного; Творение есть акт воли, а не акт природы. 

Значит «участвовать» в Творении могли Божественные энергии и Божии мысли-воления (за вульгарность терминологии здесь и далее - прошу прощения, по другому не получается). Но они существовали и до Творения. Может быть – они существовали по-отдельности, не сливаясь друг с другом, не «накладываясь» (если предствалять их по аналогии с электромагнитными волнами) друг на друга? А волевой акт Творения как раз и состоял в том, чтобы «соединить» их друг с другом? 

Тогда становятся понятными и утверждение Максима Исповедника, что тварный мир подвешен на логосах, и слова Филарета Московского «Тварные существа поставлены на творческом слове Божием, как на алмазном мосту, под бездной Божественной бесконечности, над бездной собственного своего небыитя». Вся материя, живая и неживая, есть Божественная энергия, приведенная в вещественное состояние Словом Божиим, иначе говоря – модулированная информацией, в которой «закодированы» различные уровни организации тварного мира. Материальный мир стоит, пока звучит Слово. 

«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35) – в этих словах залог нашего бессмертия. Изменится нечто в потоке информации и энергия сконденсируется в «другую» материю – такое уже было при Творении мира Ангелов. 

Сотворив наш мир, Господь не оставил Свое Промышление о нем – и Божественные энергии, несущие информацию, необходимую для поддержания должной организации всего сущего, продолжают поступать «в систему». Вот почему феномен жизни (и вообще то, что во Вселенной существует еще порядок) вызывает удивление физиков. Ведь доказано, что 2-й закон термодинамики действует всегда и везде. А из него вытекает, что в закрытой системе, каковой и считается Вселенная, растет энтропия, то есть порядок и организованность со временем должны сменяться хаосом. Просто система открыта – для Бога, и Его дары всегда приготовлены для нас. Сын держит все словом силы Своей – пишет апостол Павел в Послании к Евреям. 

Например, жизненная энергия, та, которая, по Григорию Паламе, животворит тело человека. Она дается всем, рожденным на Земле, ведь все равны перед Богом. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Жизненная энергия дается человеку вне зависимости от того, хочет он ее принять, или нет. Здесь не место свободе выбора, поскольку без нее человека просто не было бы. Получает ее человек во время сна – недаром люди гораздо дольше могут не есть и не пить, чем не спать. И исходя из этого можно высказать предположение о «характеристиках» энергии. 

Сон человека разделяется на периоды с различными частотами электромагнитных колебаний мозга. Во время так называемого «медленного сна», необходимого для поддержания телесной жизни, частота колебаний мозга близка к 1 герцу – то есть к одному колебанию в секунду. Видимо, эта частота как-то соотносится со способностью к восприятию Божественной жизненной энергии. Недаром святые отцы в один голос говорят о необходимости погружения ума в сердце во время молитвы. Ведь частота сердечных сокращений – около 60 ударов в минуту – это как раз один герц. Электроэнцефалографические исследования последних лет (проф. Слезин, Институт мозга) показали, что во время молитвы частота мозговых излучений снижается с 10-12гц, что обычно для состояния бодрствования, до 1-3 герц. Если еще добавить известные факты о том, что люди, постоянно пребывающие в глубокой молитве, могут почти не спать, становится вероятным, что частота колебаний в один герц является некоей особой частотой, на которой Бог «связывается» с человеком. 
Для «поддержания в порядке» всего разнообразия материального мира – вплоть до каждого отдельного атома - необходимо огромное количество информации (носителем которой является энергия). Она должна быть всегда и везде – для Бога нет категорий времени и пространства, они чисто человеческие. И тут физики не протестуют. Более того, о том же самом говорят феномен голографии, эффект Бома, парадокс Эйнштейна-Розена-Подольского, концепция морфогенетических полей Шелдрейка: информация о всей вселенной содержится в каждой точке вселенной. 

Среди этой информации обязательно должен быть огромный массив «технической» - как устроены атомы и молекулы, клетки, особи и виды живых организмов, языки человечества и все-все-все. Такая своеобразная «техническая документация». Именно ее изыскивает человек с помощью научных методов и оккультных практик (пример: чакры – механизм распределения жизненной энергии в организме человека). Информацию о прошлом и будущем «извлекают» пророки и экстрасенсы. Есть и смешные случаи. Один известный педагог, вместо того, чтобы учить детей математике, учил их – и весьма успешно – «вытаскивать» из логосной сокровищницы решения примеров (это, кстати, свидетельствует о том, что в этом хранилище есть все прошлые и будущие знания человечества). 

Основной вопрос, который современная цивилизация задает миру – как он устроен; ну и еще, конечно, как мы можем использовать его для своих земных нужд, «что мы с этого будем иметь». И для решения этих вопросов использует горделивый человеческий рассудок – «сбежавший» из сердца разум. Святые отцы учили другому видению мира. В их представлениях, чувственный мир – это то, что Бог говорит человеку и о нем самом, и о Себе, и о Царстве будущего века. «Для обладающих духовным зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечетленным во всем чувственном мире посредством символических образов» (св. Максим Исповедник). Но для этого нужно видеть сердцем. «Сердце имеет свои резоны, которых разум совсем не знает» (Б.Паскаль). 

Заключение 

Конспективно описанная выше «модель» Творения ни в коем случае не претендует на какую-либо самостоятельную ценность. Нового в ней – только язык изложения, причем весьма корявый, неотработанный. Ничего она не проясняет, а только «передвигает» момент таинственности в картине Творения в другое место. Людям верующим подобные модели абсолютно не нужны. Но для тех, кто истину не отделяет то научной терминологии, она может оказаться полезной.

1 комментарий: